Каждый из нас проходил опыт трудоустройства и вливания в незнакомый коллектив. Кому-то дается это легко, а кому-то сложнее. Результат зависит не только от характера новичка, но и от микроклимата в организации.
Сегодня мы познакомим вас с подходом Budding. Это система адаптации, где опытный сотрудник (buddy) помогает новому сотруднику влиться в коллектив, поддерживая и сопровождая его в течение 3-4 месяцев.
Budding также можно определить как помощь, руководство и защиту одного человека другим. Но не путайте с наставничеством. Budding – это про коучинг и дружбу в коллективе. Он предполагает полное равноправие участников. Здесь советы и рекомендации передаются в двустороннем порядке без разделения на категории «старший»/«младший», «наставник»/«подопечный», «обучающий»/«обучающийся».
Одним словом, Budding помогает новичку взять более уверенный старт в новой для него организации, быстрее вникнуть в ее культуру, поближе познакомиться с окружающими. Как показывают международные исследования, люди принимают решения – оставаться ему в компании или нет – в первые две недели. Конечно, доброжелательный прием в «корпоративную семью» может склонить это решение в положительную сторону.
Глобальные компании, такие как Google, Microsoft, Facebook, Salesforce, Deloitte поняли все преимущества от Budding, поэтому 4-5 лет назад система стала внедряться повсеместно. Благодаря внедрению Budding отток сотрудников сократился в 2-3 раза и организации смогли сильно сэкономить на найме и обучении людей.
Международный опыт шагнул и в Казахстан. Например, «Centras Group» с мая 2024 года внедрила у себя Budding. Асем Рахимбекова, HRD «Centras Group», рассчитывает получить эффект, схожий с тем, какого добились транснациональные корпорации, но в то же время готова к адаптации системы под местные особенности.
«Главное – сохранить принципы системы, которые помогают снизить негативное восприятие организации у новичка, повысить его энтузиазм и производительность, сократить количество увольнений», – считает Асем.
Основные принципы Budding таковы
- Buddy не нужно развивать в новичке какие-то профессиональные качества или иным образом повышать его квалификацию.
- Никакого принуждения. Участие в Budding должно быть абсолютно добровольным.
- Только двусторонний обмен. Buddy не должен наставлять и показывать «как надо», только поддерживать и уметь выслушать.
- Не делать из новичка «шаблонного сотрудника». Каждый должен найти собственную модель поведения.
- Buddy должен быть готов к ошибкам новичка и воспринимать их спокойно.
- Buddy необязательно быть экспертом в сфере деятельности нового сотрудника, но он должен достаточно хорошо разбираться в культуре компании.
Однако, не каждый старожил организации может стать Buddy. Например, в «Centras Group» они проходят тщательный отбор. Чем же отличается Buddy от обычного опытного сотрудника?
- Знает историю компании и ключевые события.
- Знает ключевые контактные лица — руководителей, сотрудников HR департамента, сенаторов.
- Разделяет ценности и культуру компании.
- Открыт к новым знакомствам, общению.
- Обладает высоким чувством эмпатии.
Другой вопрос в том, а зачем действующему сотруднику становиться Buddy, брать на себя дополнительную ответственность и общественную нагрузку? Здесь каждая организация решает этот вопрос по-своему. В «Centras Group» для Buddy предусмотрено нематериальное вознаграждение, но это не главное. «Важнее то, что Buddy получает личностное и профессиональное развитие, прокачивая свои коммуникативные навыки и лидерские качества», – отмечает Асем Рахимбекова.
Внедряйте у себя Budding и, как говорится, «люди к вам потянутся»!
Следите за нашими новостями на Instagram, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, K-PRO