IX поток K-PRO: День десятый

Вы сейчас просматриваете IX поток K-PRO: День десятый

СД, IPO, EMCG и другие интересные аббревиатуры

Тяжела ты, шапка СД

Совет директоров — одна из важнейших составляющих успешного бизнеса. О том, какие функции он выполняет и по каким принципам работает, рассказал Геннадий Ванин, управляющий партнер Birge. Членство в совете директоров подразумевает определенные обязанности: действовать в интересах всех сторон, управлять рисками и оценками, контролировать и поддерживать корпоративное управление, оспаривать реализацию стратегии — этот список можно продолжать бесконечно. Однако это отличный трамплин для расширения горизонтов интеллектуального челленджа.

Есть и свои нюансы. Особенно остро стоит гендерный вопрос, ведь квоты требуют гендерного равенства СД, а успешные женщины очень обижаются, когда их зовут исключительно для соблюдения баланса. В целом совет директоров как явление в Казахстане развит несильно, но есть уверенные подвижки в этом направлении.

Совет директоров — он какой?

«Каждый может стать собственником интересной концепции или бизнеса», — отметил Ельдар Абдразаков, рассуждая о совете директоров. Подтверждая слова предыдущего спикера, он показал, что в развитых странах члены Правления могут составлять до 50% СД, в то время как в Казахстане — только Председатель Правления. Еще одна проблема совета директоров: он может делегировать полномочия, но не ответственность, однако его члены часто этого не понимают.

Спикер отметил, что две основные функции СД — conformance, то есть соответствие требованиям, и performance, то есть производительность. Отсюда вытекают три вопроса, ведущих к эффективности: какими инициативами можно повысить акционерную стоимость компании? Какие стратегические особенности могут дать конкурентные преимущества? Какие таланты могут лучше всего реализовать наши инициативы?

И снова о неравенстве

В ходе опроса Армана Шокпарова, основателя On-Point, участники выяснили, что большинству будет комфортно собрать СД с равными гендерными пропорциями либо же с мужским преимуществом. Любопытно, что полностью мужской коллектив выбрали единицы, а полностью женский — всего два человека!

Участники завалили спикера вопросами: для чего вступать в СД? Как это сделать? Где искать предложения? Арман делится: большую роль здесь играет эго. Становясь членом совета директоров, вы автоматически будете причастным ко всем позитивным инициативам компании. Плюс это прямой выход на акционера и возможность влиять на принятия решений. Вступить в СД не так сложно, как кажется: достаточно погрузиться в рынок — тут выручат знакомства. Часто акционеры сами ищут нужных людей.

IPO – три всемогущих буквы

Для того, чтобы выйти на IPO, нужно иметь соответствующий уровень. Ибрагим Жанлыел, CFO Air Astana, доказал: его компания этого точно заслуживает. Передовой технический центр, продвинутый летный симулятор, ведущая в отрасли программа обучения — и это только часть того, что делает авиакомпанию самой успешной в регионе Центральной Азии и Кавказа.

Неосвоенный рынок с низким коэффициентом авиаперевозок на душу населения и значительными возможностями для роста позволяет Air Astana не только быть передовиком в Казахстане, но и внедряться глубже — через Fly Arystan. Обе компании имеют эффективную структуру затрат и превосходят большинство сопоставимых по показателям рентабельности. Даже пандемия и череда экономических кризисов не стала препятствием. Основой своего успеха компания называет в том числе и СД, состоящий из независимых экспертов из разных областей: от аудита до ESG.

«Для того, чтобы податься на IPO, необходимо иметь менеджмент, сильный во всем, но особенно в тайм- и стресс менеджменте», — посоветовал спикер.

Кто не рискует – тот не пьет шампанского на корпоративах

Венчурный бизнес — задача рискованная, но иногда игра стоит свеч! Павел Коктышев, предприниматель и управляющий партнер MOST Holding познакомил с изнанкой этой сферы. Много внимания уделили «молодой крови»: бесстрашным юным бизнесменам, которые не тормозят перед трудностями и идут напролом. Так и рождаются стартапы, которые потом становятся известными брендами. В этом во многом и заключается функция компании Павла: она как инкубатор позволяет компаниям тестировать гипотезы в несколько раз быстрее, чем это делается в обычной среде. Это отличный стартовый трамплин для новых проектов.

При этом стоит помнить, что рынок нестабилен, а инвестиции цикличны. Нестабильно и построение комьюнити — только кажется, что это просто. Но уникальный подход — это универсальный ключик для преодоления всех этих закрытых дверей.

Демография решает

О трендах и вызовах в казахстанской экономике рассказал Касымхан Каппаров, основатель Ekonomist.kz, управляющий партнер EMCG. Казахстан является одной из быстрорастущих стран, при том, что население земли потихоньку замедляет рост.

Надо понимать, что главный фактор экономики — демография. У нас молодая нация, и вопрос организации рабочих мест стоит остро. Идет упрощение экономики — страна производит более простые технологии, из-за чего происходит утечка мозгов. Правительство делает упор на образование, строятся школы и университеты, но ведь ученики ничего не производят — отсюда и падение товарных показателей. С одной стороны, мы недофинансируем науку и исследования, а с другой стороны — у нас нет соответствующей инфраструктуры, и нам дешевле ее купить. У развитых стран она уже есть, и переделывать ее гораздо затратнее. В Казахстане большой упор делается на сферу IT, но с бурным развитием искусственного интеллекта предсказать ее перспективность довольно трудно. Так что сейчас мы находимся в решающей точке: нас либо отбросит назад с нашим растущим населением, либо же мы технологически двинемся вперед.

Следите за нашими новостями на InstagramYouTubeTelegrame

Всегда Ваш, K-PRO